Ответственное производство (ОП) — систематический и непрерывный подход к совершенствованию, направленный на повышение общей безопасности, снижение вероятности возникновения химических чрезвычайных ситуаций и масштаба их экологических, социальных и экономических последствий. ОП помогает компаниям выявлять и устранять угрозы и риски, связанные с производством и использованием химических веществ. Механизм ответственного производства обеспечивает поэтапный (5-шаговый) процесс улучшения системы управления химическими веществами.
Пошаговый подход ОП способствует:
- выявлению и пониманию угроз и рисков, связанных с изделиями и процессами организации;
- выявлению возможностей для снижения риска и затрат;
- активизации взаимодействия с деловыми партнерами и потребителями для повышения безопасности, а также улучшения подготовленности к авариям, связанным с опасными веществами;
- информированию потребителей о рисках, связанных с использованием поставляемых химических веществ, во всей цепочке создания стоимости;
- обучению работников и деловых партнеров химической безопасности;
- совершенствованию систем закупок посредством учета аспектов химической безопасности;
- измерению и передаче данных; а также выполнению требований соответствующего законодательства.
Инструментарий ответственного производства по этапам представлен в Таблице.
Шаг первый — Определение проблем | Инструмент 1.1 Подготовка схемы технологических процессов |
Инструмент 1.2 Инвентаризация и классификация химических веществ | |
Инструмент 1.3 Идентификация рисков для здоровья, социальных, экономических и экологических рисков | |
Инструмент 1.4 Нанесение рисков на карту предприятия | |
Инструмент 1.5 Реестр требований НПА и ТНПА | |
Шаг второй – Вовлечение заинтересованных сторон | Инструмент 2.1 Картирование участников |
Инструмент 2.2 Профиль заинтересованных сторон | |
Инструмент 2.3 Выбор метода участия | |
Инструмент 2.4 План информационных мероприятия (встреч) | |
Шаг третий – Разработка плана действий по снижению рисков | Инструмент 3.1 Определение мер (мероприятий) по снижению рисков |
Инструмент 3.2 Оценка затрат на реализацию мероприятий | |
Инструмент 3.3 Постановка целей, задач, выбор целевых и операционных индикаторов | |
Инструмент 3.4 Планы действий по контролю (управлению) рисками | |
Инструмент 3.5 План обучения | |
Инструмент 3.6 План реагирования на ЧС | |
Шаг четвертый – Реализация плана, обучение и информирование | Инструмент 4.1 Рабочие инструкции по обращению с химическими веществами |
Инструмент 4.2 Обучающие материалы | |
Инструмент 4.3 Информирование о производственных рисках | |
Инструмент 4.4 Информирование о рисках, связанных с использованием продукции | |
Шаг пятый – Оценка результатов | Инструмент 5.1 Протокол оценки результатов |
Инструмент 5.2 Протокол оценки управления | |
Инструмент 5.3 Внешние коммуникации |
Далее проводится инвентаризация химических веществ. Результатом инвентаризации должен стать реестр всех химических веществ, используемых на предприятии, включающий информацию о местах хранения и использования; наименовании, торговой марке и идентификаторе (номере CAS); наличие паспорта безопасности; опасных, объеме и способах хранения и использования; цели использования; наличии в составе конечного изделия и др. На первом шаге систематически идентифицируются все существенные проблемы и потенциальные риски, связанные с опасными химическими веществами. Разрабатывается схема технологических процессов. На схеме отмечаются места использования химических веществ, количество их потребления, возможные риски (пожар, взрыв, утечка с угрозой для здоровья, ОС и т.д.).
По каждому месту хранения и использования химических веществ, отмеченному на схеме технологических процессов:
определяются сценарии возможных аварийных ситуаций (например, потеря герметичности емкостей для хранения в результате коррозии, износа и т.д.; возгорание, взрыв, просыпи, проливы и др.);
идентифицируются подверженные риску группы лиц, территории (площади) и активы, оценить тяжесть последствий от возникновения аварии для сотрудников и местного сообщества, ОС, имущества предприятия, имиджа компании. (1 – незначительные; 2 – ограниченные; 3 – серьезные; 4 – очень серьезные; 5 – катастрофические);
оценивается вероятность возникновения той или иной аварийной ситуации (1 – практические невозможно; 2 – маловероятно; 3 – редко; 4 – регулярно; 5 – часто);
для каждой возможной аварийной ситуации присваивается фактор риска от 1/1 (наименьший риск) до 5/5 (максимальный риск).
По результатам оценки определяются приоритетные риски, связанные с обращением с химическими веществами.
На первом этапе также составляется реестр требования НПА и ТНПА в сфере химической безопасности, который может использоваться в качестве чек-листа для оценки соответствия практики ведения хозяйственной деятельности требованиям законодательства.
На втором шаге в деятельность по идентификации рисков и выработке мер их снижению вовлекаются заинтересованные стороны. Заинтересованными сторонами могут быть поставщики, покупатели, сотрудники, подрядчики, партнеры, перевозчики, торговые организации, местные и государственные органы власти, местное сообщество, инвесторы, страховые организации, общественные организации, местное подразделение МЧС и др. Прозрачность производственной деятельности помогает повысить доверие клиентов и общества, привлечь инвесторов и оперативно отреагировать на запросы клиентов.
На третьем шаге разрабатываются план действий по контролю (управлению) химическими рисками, план обучения и план реагирования на ЧС. План действий должен включать следующие элементы: общесистемные цели, задачи и индикаторы; перечень приоритетных проблем и рисков; меры (мероприятия) по предотвращению и снижению рисков; ожидаемые результаты; затраты ресурсов; сроки выполнения и ответственные лица.
В качестве целевых индикаторов плана действий могут использоваться: количество и объем используемых химических веществ; объем образования опасных отходов; объем эмиссий опасных веществ; количество аварийных ситуаций, количество поступивших жалоб и др. Примерами операционных индикаторов являются: количество проведенных информационных встреч, число обученных сотрудников, число проведенных тренировок по реагированию на различные виды аварий и др.
В качестве мер по предотвращению аварийных ситуаций, связанных с использованием химических веществ, и (или) смягчению возможных неблагоприятных последствий можно рассматривать следующие мероприятия:
замена при возможности опасных химических веществ на химические вещества более низкого класса опасности или на не классифицированные как опасные;
установка ограждающих устройств и использование двустенных емкостей для хранения химических веществ;
установка общей или местной вентиляции для удаления или уменьшения концентрацию опасных паров, газов и др.;
информирование работников об опасных свойствах химических веществ и рисках, связанных с ними, обучение процедуре оказание первой помощи, распространение между ними паспортов безопасности используемых химических веществ и других информационных материалов по химической безопасности;
установка автоматических систем контроля состояния воздуха в рабочей зоне, систем оповещения и др.;
изменение маршрутов перевозки производимых химических веществ во избежание перевозок опасных грузов вблизи густонаселенных районов, школ и больниц, природоохранных территорий, области исторического и культурного наследия и т. д.
В плане реагирования на ЧС необходимо определить потенциальных участников реагирования на возможные чрезвычайные ситуации, определить их роль, ресурсы, сильные и слабые стороны, а также рассмотреть возможные сценарии развития аварийных ситуаций, оценить для каждого варианта вероятность неблагоприятного события и тяжесть возникающих последствий. В плане отмечаются действия, которые необходимо предпринять в случае возникновения чрезвычайной ситуации: по оповещению персонала и населения, ликвидации (локализации) аварии, оказанию помощи пострадавшим и др.
Важными элементами четвертого шага – реализации планов – являются: разработка рабочих инструкций по обращению с химическими веществами; подготовка обучающих материалов, организация и проведение обучающих мероприятий; информирование о производственных рисках и рисках продукции.
В качестве возможных методов коммуникации можно использовать: бюллетени, письма, брошюры и отчеты; информацию о рисках производственных процессов и рисках продукции, размещенную на сайте компании; выступления, участие в конференциях и публичных презентациях; день открытых дверей и экскурсии по объектам; индивидуальные встречи; семинары и форумы заинтересованных сторон и др.
На пятом шаге осуществляется мониторинг и оценка эффективности достижения поставленных целей, при необходимости проводится корректировка разработанных планов. Важным элементом также является информирование заинтересованных сторон о результатах реализации планов по управлению (контроле) химическими рисками.
Отчет компании о деятельности в сфере управления химическими рисками должен включать заявление о приверженности со стороны генерального директора или другого топ-менеджера; общий обзор коммерческой деятельности; обоснование выбора приоритетных проблем, описание целей, задач и индикаторов; достигнутые результаты; будущие цели и задачи; мнение заинтересованных сторон или оценка независимых экспертов.