Понедельник, Август 13, 2018

Что такое ответственное производство?

Ответственное производство (ОП) — систематический и непрерывный подход к совершенствованию, направленный на повышение общей безопасности, снижение вероятности возникновения химических чрезвычайных ситуаций и масштаба их экологических, социальных и экономических последствий. ОП помогает компаниям выявлять и устранять угрозы и риски, связанные с производством и использованием химических веществ. Механизм ответственного производства обеспечивает поэтапный (5-шаговый) процесс улучшения системы управления химическими веществами.
процесс улучшения системы управления химическими веществами

Пошаговый подход ОП способствует:

  • выявлению и пониманию угроз и рисков, связанных с изделиями и процессами организации;
  • выявлению возможностей для снижения риска и затрат;
  • активизации взаимодействия с деловыми партнерами и потребителями для повышения безопасности, а также улучшения подготовленности к авариям, связанным с опасными веществами;
  • информированию потребителей о рисках, связанных с использованием поставляемых химических веществ, во всей цепочке создания стоимости;
  • обучению работников и деловых партнеров химической безопасности;
  • совершенствованию систем закупок посредством учета аспектов химической безопасности;
  • измерению и передаче данных; а также выполнению требований соответствующего законодательства.

Инструментарий ответственного производства по этапам представлен в Таблице.

Шаг первый — Определение проблем Инструмент 1.1 Подготовка схемы технологических процессов
Инструмент 1.2 Инвентаризация и классификация химических веществ
Инструмент 1.3 Идентификация рисков для здоровья, социальных, экономических и экологических рисков
Инструмент 1.4 Нанесение рисков на карту предприятия
Инструмент 1.5 Реестр требований НПА и ТНПА
Шаг второй – Вовлечение заинтересованных сторон Инструмент 2.1 Картирование участников
Инструмент 2.2 Профиль заинтересованных сторон
Инструмент 2.3 Выбор метода участия
Инструмент 2.4 План информационных мероприятия (встреч)
Шаг третий – Разработка плана действий по снижению рисков Инструмент 3.1 Определение мер (мероприятий) по снижению рисков
Инструмент 3.2 Оценка затрат на реализацию мероприятий
Инструмент 3.3 Постановка целей, задач, выбор целевых и операционных индикаторов
Инструмент 3.4 Планы действий по контролю (управлению) рисками
Инструмент 3.5 План обучения
Инструмент 3.6 План реагирования на ЧС
Шаг четвертый – Реализация плана, обучение и информирование Инструмент 4.1 Рабочие инструкции по обращению с химическими веществами
Инструмент 4.2 Обучающие материалы
Инструмент 4.3 Информирование о производственных рисках
Инструмент 4.4 Информирование о рисках, связанных с использованием продукции
Шаг пятый – Оценка результатов Инструмент 5.1 Протокол оценки результатов
Инструмент 5.2 Протокол оценки управления
Инструмент 5.3 Внешние коммуникации

Далее проводится инвентаризация химических веществ. Результатом инвентаризации должен стать реестр всех химических веществ, используемых на предприятии, включающий информацию о местах хранения и использования; наименовании, торговой марке и идентификаторе (номере CAS); наличие паспорта безопасности; опасных, объеме и способах хранения и использования; цели использования; наличии в составе конечного изделия и др. На первом шаге систематически идентифицируются все существенные проблемы и потенциальные риски, связанные с опасными химическими веществами.  Разрабатывается схема технологических процессов. На схеме отмечаются места использования химических веществ, количество их потребления, возможные риски (пожар, взрыв, утечка с угрозой для здоровья, ОС и т.д.).

По каждому месту хранения и использования химических веществ, отмеченному на схеме технологических процессов:

определяются сценарии возможных аварийных ситуаций (например, потеря герметичности емкостей для хранения в результате коррозии, износа и т.д.; возгорание, взрыв, просыпи, проливы и др.);

идентифицируются подверженные риску группы лиц, территории (площади) и активы, оценить тяжесть последствий от возникновения аварии для сотрудников и местного сообщества, ОС, имущества предприятия, имиджа компании. (1 – незначительные; 2 – ограниченные; 3 – серьезные; 4 – очень серьезные; 5 – катастрофические);

оценивается вероятность возникновения той или иной аварийной ситуации (1 – практические невозможно; 2 – маловероятно; 3 – редко; 4 – регулярно; 5 – часто);

для каждой возможной аварийной ситуации присваивается  фактор риска от 1/1 (наименьший риск) до 5/5 (максимальный риск).

По результатам оценки определяются приоритетные риски, связанные с обращением с химическими веществами.

На первом этапе также составляется реестр требования НПА и ТНПА в сфере химической безопасности, который может использоваться в качестве чек-листа для оценки соответствия практики ведения хозяйственной деятельности требованиям законодательства.

На втором шаге в деятельность по идентификации рисков и выработке мер их снижению вовлекаются заинтересованные стороны. Заинтересованными сторонами могут быть поставщики, покупатели, сотрудники, подрядчики, партнеры, перевозчики, торговые организации, местные и государственные органы власти, местное сообщество, инвесторы, страховые организации, общественные организации, местное подразделение МЧС и др. Прозрачность производственной деятельности помогает повысить доверие клиентов и общества, привлечь инвесторов и оперативно отреагировать на запросы клиентов.

На третьем шаге разрабатываются план действий по контролю (управлению) химическими рисками, план обучения и план реагирования на ЧС. План действий должен включать следующие элементы: общесистемные цели, задачи и индикаторы; перечень приоритетных проблем и рисков; меры (мероприятия) по предотвращению и снижению рисков; ожидаемые результаты; затраты ресурсов; сроки выполнения и ответственные лица.

В качестве целевых индикаторов плана действий могут использоваться: количество и объем используемых химических веществ; объем образования опасных отходов; объем эмиссий опасных веществ; количество аварийных ситуаций, количество поступивших жалоб и др. Примерами операционных индикаторов являются: количество проведенных информационных встреч, число обученных сотрудников, число проведенных тренировок по реагированию на различные виды аварий и др.

В качестве мер по предотвращению аварийных ситуаций, связанных с использованием химических веществ, и (или) смягчению возможных неблагоприятных последствий можно рассматривать следующие мероприятия:

замена при возможности опасных химических веществ на химические вещества более низкого класса опасности или на не классифицированные как опасные;

установка ограждающих устройств и использование двустенных емкостей для хранения химических веществ;

установка общей или местной вентиляции для удаления или уменьшения концентрацию опасных паров, газов и др.;

информирование работников об опасных свойствах химических веществ и рисках, связанных с ними, обучение процедуре оказание первой помощи, распространение между ними паспортов безопасности используемых химических веществ и других информационных материалов по химической безопасности;

установка автоматических систем контроля состояния воздуха в рабочей зоне, систем оповещения и др.;

изменение маршрутов перевозки производимых химических веществ во избежание перевозок опасных грузов вблизи густонаселенных районов, школ и больниц, природоохранных территорий, области исторического и культурного наследия и т. д.

В плане реагирования на ЧС необходимо определить потенциальных участников реагирования на возможные чрезвычайные ситуации, определить их роль, ресурсы, сильные и слабые стороны, а также рассмотреть возможные сценарии развития аварийных ситуаций, оценить для каждого варианта вероятность неблагоприятного события и тяжесть возникающих последствий. В плане отмечаются действия, которые необходимо предпринять в случае возникновения чрезвычайной ситуации: по оповещению персонала и населения, ликвидации (локализации) аварии, оказанию помощи пострадавшим и др.

Важными элементами четвертого шага – реализации планов – являются: разработка рабочих инструкций по обращению с химическими веществами; подготовка обучающих материалов, организация и проведение обучающих мероприятий; информирование о производственных рисках и рисках продукции.

В качестве возможных методов коммуникации можно использовать: бюллетени, письма, брошюры и отчеты; информацию о рисках производственных процессов и рисках продукции, размещенную на сайте компании; выступления, участие в конференциях и публичных презентациях; день открытых дверей и экскурсии по объектам; индивидуальные встречи;  семинары и форумы заинтересованных сторон и др.

На пятом шаге осуществляется мониторинг и оценка эффективности достижения поставленных целей, при необходимости проводится корректировка разработанных планов. Важным элементом также является информирование заинтересованных сторон о результатах реализации планов по управлению (контроле) химическими рисками.

Отчет компании о деятельности в сфере управления химическими рисками должен включать заявление о приверженности со стороны генерального директора или другого топ-менеджера; общий обзор коммерческой деятельности; обоснование выбора приоритетных проблем, описание целей, задач и индикаторов; достигнутые результаты; будущие цели и задачи; мнение заинтересованных сторон или оценка независимых экспертов.