Правительством ряда стран поставлены задачи по ускоренному переходу к экономике замкнутого цикла. Для успешного их выполнения разработаны и утверждены программные документы, направленные на развитие экономики замкнутого цикла, повышение ресурсоэффективности и снижение объема образования отходов. Общепризнанными мировыми лидерами в переходе к экономике замкнутого цикла являются Германия и Япония.
Законодательство об обращении с отходами начало формироваться в Японии еще в 1970-х гг., а в начале 2000-х гг. Правительством страны были поставлены цели по развитию экономики замкнутого цикла. Необходимость перехода к экономике замкнутого цикла обусловлена географическими и геополитическими ограничениями. Страна ощущает острый дефицит всех видов природных ресурсов. Извлечение местных топливно-энергетических полезных ископаемых экономически нецелесообразно, поэтому практически весь потребляемый объем топливно-энергетических ресурсов импортируется.
В 2003 г. Правительство Японии одобрило Фундаментальный план по эффективному и цикличному использованию материалов в обществе (Fundamental Plan for Establishing a Sound Material-Cycle Society). Каждые пять лет в план вносятся изменения и дополнения. Основными целевыми ориентирами государственной политики в сфере развития экономики замкнутого цикла являются: повышение к 2020 г. производительности ресурсов до 460 тыс. иен/тонну; повышение к 2020 г. “уровня цикличного использования” (доли вторичного сырья в общем объеме потребления сырьевых материалов) до 17%; снижение общего объема захоронения отходов до 17 млн. тонн, объема захоронения промышленных отходов – до 12,75 млн. тонн.
Материальные потоки в экономике Японии тщательно отслеживаются с использованием разнообразных методик и большого числа показателей. Одним из подходов, используемым для комплексной оценки динамики процессов ресурсопотребления, является использование диаграмм Санкей (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Материальные потоки в экономике Японии в 2005 г.
Достижению целей в сфере развития экономики замкнутого цикла способствуют:
· внедрение схем (расширенной) ответственности производителей в отношении широкого перечня товаров;
· разработка стандартов и маркировки, направленной на облегчение разборки изделий и разделение материалов;
· использование паспортов изделий в качестве источников информации о содержании перерабатываемых материалов и способах их извлечения;
· и др.
Федеральное Правительство Германии уже в 2002 г. в качестве одной из целей Национальной стратегии устойчивого развития определило увеличение к 2020 г. производительности сырьевых материалов в 2 раза по сравнению с 1994 г. Данный показатель рассчитывается отношением ВВП (в евро) к прямому потреблению материалов (в тоннах), представляющим суммарный объем добычи сырьевых материалов в Германии и их импорта.
Для достижения данной цели в 2012 г. была разработана тематическая Программа по ресурсоэффективности. Каждые 4 года готовится комплексный отчет о реализации программы, а в сам документ вносятся корректировки. Основными целями программы, принятой в 2016 г., являются обеспечение гарантированных (безопасных) поставок сырьевых ресурсов, повышение эффективности использования ресурсов на этапе производства, снижение ресурсоемкости изделий и потребления в целом, создание ресурсоэффективной экономики замкнутого цикла.
В 2016 г. была несколько уточнена методика расчета целевого показателя: вместо объема импорта материалов при расчете прямого потребления учитывается связанное с их производством общее потребление первичных сырьевых материалов. Это позволяет избежать «искусственного» повышения производительности ресурсов путем переноса (выноса) ресурсоемких производств в другие страны.
Программой предусматривается реализация комплекса мер, в числе которых:
· расширение ресурсной базы путем использования СО2 в качестве сырья;
· использование социальных инноваций и продуктово-сервисных систем;
· расширение консалтинговых услуг предприятиям по вопросам эффективного использования ресурсов;
· использование критериев ресурсоэффективности при закупках;
· усиление ответственности производителей за изделия (по принципу расширенной ответственности);
· маркировка строительных изделий, отражающая сведения об их экологичности, ресурсоэффективности и безопасности для здоровья.
В конце 2015 г. Европейская комиссия приняла пакет документов, направленных на стимулирование перехода к экономике замкнутого цикла в целях повышения конкурентоспособности на мировом рынке, содействия устойчивому экономическому росту и занятости.
Пакет документов включал: законодательные акты об обращении с отходами с изменениями и дополнениями; план действий по развитию экономики замкнутого цикла, содержащий конкретные меры, реализуемые на всех этапах экономики замкнутого цикла: от производства и потребления изделий до утилизации отходов и рынков вторичного сырья.
В качестве приоритетных секторов планом были определены: пластмасса, пищевые отходы, критическое сырье, строительство и снос зданий, биомасса и биопродукция.
Планом предусмотрена реализация свыше 50 мер и мероприятий, в числе которых:
· дальнейшее развитие и совершенствование системы мониторинга экономики замкнутого цикла;
· дополнение некоторых справочников наилучших доступных технологий руководством по экономике замкнутого цикла;
· развитие системы “зеленых” государственных закупок: использование критериев, учитывающих потенциал цикличного использования изделий и материалов, при закупках осуществляемых Европейской комиссией, а также из фондов ЕС;
· разработка стандартов качества для вторичного сырья (в частности для вторичного пластика);
· запуск подпрограммы “Промышленность 2020 и экономика замкнутого цикла” в рамках рамочной программы развития науки и технологий в ЕС “Горизонт 2020”;
· разработка методологии и системы индикаторов, используемых для оценки образования отходов продуктов питания.
В сентябре 2016 г. Правительство Нидерландов приняло Программу по развитию экономики замкнутого цикла до 2050 г. Стратегической целью в сфере развития экономики замкнутого цикла является снижение к 2030 г. объема потребления первичных сырьевых материалов (топливно-энергетических и минеральных полезных ископаемых, металлических руд) на 50%.
Для обеспечения ускоренного перехода экономики Нидерландов к модели экономики замкнутого цикла Правительством поставлены следующие задачи: повышение эффективности использования сырьевых материалов в существующих цепочках поставок; повышение доли возобновляемых и общедоступных сырьевых материалов; развитие новых производственных методов, совершенствование дизайна изделий, развитие новых моделей потребления.
В программе определены следующие приоритетные сектора: биомасса и продовольствие, пластмасса, обрабатывающая промышленность, строительство, потребительские товары.
Для достижения поставленных целей и выполнения обозначенных задач Правительством определены 5 типов вмешательства государства в рыночную экономику: нормативно-правовое регулирование, рыночные стимулы, финансирование, наука и инновации, международное сотрудничество.
Для целей развития экономики замкнутого цикла предусматривается реализация ряда мер:
· оптимизация схем расширенной ответственности производителей, расширение охвата продуктовых групп;
· снижение объема субсидий, оказывающих негативное влияние на развитие экономики замкнутого цикла;
· организация проведения исследования по разработке рыночных механизмов стимулирования перехода к экономике замкнутого цикла;
· развитие социально ответственной и инновационно-ориентированной системы закупок (доля закупок изделий, соответствующих критериям экономики замкнутого цикла, к 2020 г. должна составить 10%);
· реализация пилотных проектов по развитию экономики замкнутого цикла в таких сферах, как производство мебели, конфиденциальных бумаг, IT оборудования, обработка отходов, кейтеринг (услуги по организации питания);
· и другие.