Среда, Сентябрь 19, 2018

14 июля 2016 года

В рамках реализации Программы Европейского Союза «Экологизация экономик стран Восточного партнерства» года прошел совместный UNIDO/UNEP семинар по ответственному производству. Основной акцент был сделан на европейскую практику обращения с химическими веществами в различных производствах, в том числе непосредственно при производстве химической продукции.

Семинар был организован экспертами Демонстрационной программы по ресурсоэффективному и более чистому производству (далее — РЭ/БЧП) в Республике Беларусь при поддержке UNIDO и UNEP.

Со стороны национальных ведомств в семинаре приняли участие представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства экономики, Республиканского научно-практического центра гигиены, а также представители предприятий, заинтересованные в создании правового поля в сфере обращения с опасными химическими веществами.

Наталья Жаркина, начальник управления государственной политики и экологического регулирования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, отметила, что в Республике Беларусь сейчас осуществляется переход к «зеленой» экономике, в рамках которой необходимо внедрять новые современные технологии и имеется ввиду не только технические решения, но и новые технологии управления производством.

 

Каролина Гонзалес, руководитель программы РЭ/БЧП (ЮНИДО), рассказала о деятельности ЮНИДО по реализации демонстрационного компонента РЭ/БЧП и о по обращению с химическими веществами.

Основная задача ЮНИДО – реализация одной из глобальных целей в области устойчивого развития – содействие устойчивой индустриализации, стимулирование инноваций в области ресурсо- и энергоэффективности.

Одним из приоритетных направлений в рамках ответственного производства является «зеленая» и устойчивая химия.

«Зеленая» химия — принципиально новый инновационный подход к сокращению или полному отказу от использования опасных и токсичных химических веществ, заключающийся в использовании чистых и менее загрязняющих окружающую среду промышленных процессов, гарантирующий, что производители берут на себя ответственность за производимые продукты.

Идеи данной концепции поддерживаются Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях.

В концепции «зеленой» химии используется инновационный подход — химический лизинг.

Химический лизинг — новый стратегический подход ЮНИДО к сокращению потребления химических веществ и уменьшению негативного влияния на окружающую среду. Инновационный характер Химического Лизинга заключается в том, что поставщик и пользователь устанавливают партнерские отношения, при которых химикаты используются более эффективно, но не оказывают негативного влияния на окружающую среду.

Элиза Тонда, руководитель отдела Ответственного производства и цепочки добавленной стимости (ЮНЭП) отметила что миссия ЮНЭП- обеспечить общее руководство и поощрять сотрудничество в области охраны окружающей среды путем мотивации, информирования и предоставления возможностей для стран и народов.

Инструменты, которые можно использовать в производстве с применением химических веществ:

— Эко-инновации — инструмент, разработанный для ряда отраслей, сейчас используется в металлургической и пищевой промышленности.

Внедрение эко-инноваций подразумевает снижение потребления ресурсов, но при этом повышение прибыли и реализации продукции.

Эко-инновации — разработка и внедрение бизнес-модели, решений и технологий, изменение организационной структуры, всего того, что повысит прибыль, но снизит издержки, связанные с потерями и воздействием на ОС.

Примеры эко-инноваций изложены в разработанном ЮНЕП учебном пособии, которое можно скачать по ссылке.

— Ответственное производство — управление химическими веществами на уровне предприятия.

В сентябре 2016 года будет запущен информационный портал об управлении химическими веществами.

В своем докладе Ирина Ильюкова, зав.лабораторией профилактики и экологической токсикологии Республиканского научно-практического центра гигиены, рассказала о законодательстве в сфере обращения с опасные химические вещества в Республике Беларусь. Один из важных пробелов в законодательстве по обращению с химическими веществами – Республика Беларусь не является стороной Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (далее — Роттердамская конвенция), в которой отражен принцип предосторожности по отношению к химическим веществам.

Применение химических веществ в производстве продукции ведет к:

  • — росту заболеваемости: увеличение числа онкологических заболеваний;
  • — 20% населения мира – аллергики;
  • — каждая 7 пара в мире бесплодна, в РБ – каждая 4 пара;
  • — увеличение числа риска возникновения химических аварий, сопровождающихся выбросами и сбросами химических веществ;
  • — увеличение числа врожденных пороков.

Цель Роттердамской конвенции — способствовать обеспечению общей ответственности и совместным усилиям Сторон в международной торговле отдельными опасными химическими веществами для охраны здоровья человека и окружающей среды от потенциально вредного воздействия и содействия их экологически обоснованному использованию путем облегчения обмена информацией об их свойствах, закрепления положений об осуществлении на национальном уровне процесса принятия решений, касающихся их импорта, экспорта и распространения этих решений среди Сторон.

Аида Шилаги, президент национального центра более чистого производства (Румыния), председатель европейского отделения всемирной сети по ресурсоэффективному и более чистому производству RECPnet, в своем докладе представила модель ответственного производства.

Существует 5 этапов модели реализации ответственного производства:

1. Определение понимания ответственного производства и идентификация рисков использования химических веществ:

Начиная, с процесса поставки опасных химических веществ и материалов, необходимо составить технологические карты всех процессов, опираясь на весь жизненный цикл вещества, включая процесс утилизации. Для каждого процесса необходимо определить уровень детализации операций. В описании технологического процесса необходимо использовать следующие подходы:

  • — проведите инвентаризацию всех применяемых/используемых химических веществ;
  • — опишите опасные свойства вещества, используемый объем;
  • — проведите оценку рисков и их приоритетность;
  • — составьте реестр законодательных актов, которые регулируют обращение с выявленными химическими веществами.

 

Информацию об использовании химических веществ можно получить из паспорта безопасности химической продукции (так называемый — MSDS). К сожалению, в Республике Беларусь наличие паспорта безопасности химических веществ на все виды применяемых веществ не является обязательным требованием. Кроме этого, предприятия сталкиваются с постоянной проблемой в отсутствии такового паспорта при поставке партии веществ и материалов. В этом вопросе необходимо проявлять настойчивость в отношении производителя, либо импортера, так как наличие паспорта безопасности химического вещества в их случае является обязательным.

2. Определение и вовлечение в процесс заинтересованных сторон. Ими могут быть партнеры, перевозчики, клиенты, организации по утилизации, косвенные заинтересованные стороны — местные власти, государство.

3. Разработка плана по контролю над рисками: определить вопросы и спланировать мероприятия по снижению рисков, опасностей, для этого необходимо использовать индикаторы, целевые показатели.

Первоначально необходимо определить возможность возникновения рисков, и мероприятия по сокращению рисков (данный анализ должен быть основан в том числе на анализе финансовых затрат, связанных с минимизацией риска). Вторым этапом процесса является установление целей и индикаторов в отношении рисков, связанных с обращением с химическими веществами. Разработанные цели должны быть основой плана мероприятий по управлению химическими веществами на предприятии. Следующий этап должен включать оценку необходимости проведения обучения с ответственным персоналом: определите состав группы обучаемых, темы для освещения. Окончательный этап – это разработка плана действий в АС и ЧС, которые могут возникнуть на Вашем предприятии.

В качестве индикаторов, которые определяют эффективность мероприятий, может использоваться следующая информация: количество опасных химических веществ, от применения которых удалось отказаться/заменить на менее опасные; количество используемых опасных химических веществ; количество возникших за период АС.

4. Реализация плана по контролю над рисками.

Разработанный план должен реализовываться в запланированные сроки для каждого из мероприятий. Персонал, назначенный ответственным за реализацию мероприятий, обязан к этому времени пройти необходимое обучение.

5. Оценка эффективности.

При проведении оценки эффективности необходимо задать вопросы: Добились ли мы поставленной цели? Стали работать лучше? Оценка должна проводится ежегодно.

Подход к проведению оценки эффективности мероприятий может быть скопирован с действующих систем управления (менеджмента) на Вашем предприятии.

С примерами применения подхода ответственного производства можно ознакомиться на сайте ЮНЕП.

Рейнхард Йас, управляющий директор BiPRO GmbH (Германия) подробно рассказал о том, как провести анализ рисков, приоритетность опасностей и какие разработать меры по снижению рисков.

Для анализа рисков, определения приоритетности и идентификации рисков, связанных с применением химических веществ, необходимо составить карту рисков, т.е. провести картирование каждого химического вещества. Карта химических веществ должна включать описание следующих моментов:

  • — операции, в которых присутствует (используется) химические вещества;
  • — степень опасности химического вещества, количество химического вещества;
  • — тип риска: взрыв, утечка, пролив, пожар;
  • — какой объект находится под угрозой: человек, оборудование, здание (строение), город/район;
  • — последствия: не важно, допустимо, серьезно, очень серьезно, катастрофа;
  • — серьезность для жизни, ОС, имущества и скорость распростр  анения;
  • — вероятность возникновения АС;
  • — приоритетность;
  • — мероприятия по сокращению рисков.